Интегральная Йога: Метод Веданты и Тантры (Как Продолжить Практику Йоги. Часть 10)

Интегральная Йога:
Метод Веданты и Тантры

Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 2: Как продолжить Практику Йоги. Часть 10

Говоря о йоге самосовершенствования, Шри Ауробиндо отмечает, что эта система начинается с метода веданты, чтобы прийти к цели тантры. Ибо в Веданте душа, дух являются основным, в то время как в Тантре главное место занимает шакти. В первом случае шакти, природа, игнорируется, во втором — душа, пуруша, подчинена. В этой йоге акцент делается на человеке как на духе в уме, а не как на духе в теле, и йогическое изменение начинается от души наружу, к природе, завершаясь одухотворением сил природы. Шакти воспринимается и усваивается сознанием, организованном вокруг души.

Во-вторых, открытие центров сознания здесь начинается сверху вниз, а не снизу вверх. Здесь нет установленного стандартного метода пробуждения этих центров, шаг за шагом; все существо остается открытым для действия Махашакти, и те центры, которые более готовы или восприимчивы, открываются первыми, а затем движение распространяется дальше.

Тантра, как и большинство других систем, стремится к индивидуальному освобождению. Даже когда Тантра говорит о бхукти, наслаждении, как части мукти, освобождения, подразумевается отдельный человек. В этой йоге индивидуальная реализация становится основой для осознания Божественности в Мироздании, а через нее — для спонтанного единства со всем сущим. Эта тройная реализация ведет к участию в осуществлении божественной цели в человечестве.

Эта йога не отвергает природу, не уклоняется от жизни в мире. Она стремится овладеть силами природы и использовать их в своих целях. Она принимает жизнь, чтобы изменить ее природу. Она признает, что жизнь в ее нынешнем виде не имеет цели, несовершенна, фальшива; она помогает найти истинный центр существования и, исходя из него, изменить ее направление и характер. Иными словами, она стремится одухотворить и обожествить жизнь.

Разумеется, все элементы жизни рассматриваются с целью наполнения их ценностями: искания и устремления ума, сердца, витального (жизненный динамизм) и физического тела находят свое законное признание и пытаются осуществить синтез вокруг истины души. В этом смысле его кредо — вся жизнь есть йога.

Она признает, что жизнь несовершенна, ограничена и вызывает разочарование, поскольку силы, действующие в природе, сами по себе ограничены, малоподвижны, свет, направляющий ведущий разум, смутен, а сама физическая основа скована инерцией, тамасом и бессознательностью. Необходимо прилагать настойчивые усилия, чтобы стать сознательным во всех частях существа и вытеснить элементы, которые затемнены, посредством ясности духа.

Движение этой йоги более широкое и всеобъемлющее — и потому, возможно, медленное, — чем концентрированное и стремительное в одном направлении узкого пути. Интегральную йогу можно назвать скорее йогой природы, чем сверхприроды. Она целостна по своей природе, а не избирательна.

В этой йоге есть три основных направления, каждое из которых имеет свои следствия для мира. Первое: поиск индивидуального Божественного в себе. Второе: объединение с Универсальным Божественным. Третье: восхождение к Трансцендентному Божественному и его воплощение.

Первый устанавливает центр света и силы для прогресса. Второе способствует приобщению индивидуума к универсальному Сознанию и развитию тождества восприятия вместо разобщенности и конфликта. Третий призывает и высвобождает в мире Силу Истины, Любви и Единства, неискаженную и верховную, которая является предвестником Славы Всевышнего на Земле.

Принципиальным для Шри Ауробиндо является сохранение непрерывности сознания. Он сохраняет и ассимилирует все, что развивает эволюционирующее сознание в Природе, и использует это наилучшим образом для построения достойного будущего. Таким образом, все то, что прошлые духовные реализации принесли в прогресс человеческого духа, вливается в дух и практику интегральной йоги с добавлением нового измерения в гармонии со Духом Времени Эпохи. Истины Хатха, Раджа, Джнана, Бхакти, Карма, Кундалини и других тантрических йог на том или ином этапе, в той или иной форме становятся частью этой Пуна-йоги.

Несмотря на то, что основные направления практики определены, каждый садхак волен идти своим путем. Садхана каждого проходит в соответствии с его готовностью, его природой и его потребностями.

Основной целью этой йоги является изменение сознания и трансформация жизни, поэтому практики носят скорее психологический, чем физический характер, внутренние изменения и преобразования более важны, чем внешние правила.

И восхождение, и нисхождение играют свою роль, как в древней ведической йоге или более поздней тантрической йоге. Но здесь нисхождение имеет более решающую роль. Именно нисхождение Высшего Сознания делает возможными радикальные восхождения и устанавливает новые элементы в устремленном существе. Эта йога создана и действует в духе воззвания Шри Ауробиндо: «Небом мы овладели, но не землей; но полнота йоги состоит в том, чтобы сделать, по словам Вед, «Небо и Землю равными и едиными»».

М.П. Пандит

Рубрика «Руководство По Интегральной Йоге»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга