Яркие эпизоды из воспоминаний о Шри Ауробиндо и Матери близких к ним садхаков Ашрама Шри Ауробиндо в Пондичерри, Индии. Ниродбаран, Дьюман, Амрита и Нолини были конкретными проводниками организующей Силы Матери, и благодаря их беззаветному служению Матери, Ашрам Шри Ауробиндо мог стать реальным воплощением учения Шри Ауробиндо.

Моя первая встреча со Шри Ауробиндо – 2 (Дилип Кумар Рой)

Моя первая встреча со Шри Ауробиндо

Дилип Кумар Рой

… продолжение

Д.К.: Я вернул разговор к своим трудностям: «Но что же насчет моего занятия йогой?»

Ш.А.: «Каждый может практиковать ту или иную йогу, соответствующую его природе», — ответил Он уклончиво.

Д.К.: «Но мой вопрос был именно о вашей Интегральной Йоге и о самоотдаче в ней?».

Ш.А.: «Ах! — медленно сказал Он, как бы взвешивая слова, — об этом я не могу говорить в настоящее время».

Д.К.: «Но почему?»

Ш.А.: «Потому что йога, которой я занимался в последнее время, цель которой — полная и радикальная трансформация материала и структуры нашего сознания и бытия, включая нашу физическую природу, — очень трудна, и серьезные опасности подстерегают здесь на каждом шагу. На самом деле эти опасности настолько велики, что я никому не посоветую вставать на путь этой Йоги, если только зов не будет столь настойчивым, что человек готов поставить на карту все. Другими словами, я могу принять только тех, для кого йога стала такой настойчивой необходимостью, что ничто другое больше не является для них значимым. В вашем случае это еще не стало столь настоятельным. Ваш поиск — это частичное выяснение и понимание тайны жизни. В лучшем случае, это все еще интеллектуальный поиск — не настоятельная потребность центрального существа».

Д.К.: «Позвольте мне разъяснить немного больше, — сказал я с острым чувством разочарования, — боюсь, вы еще не совсем поняли, в чем проблема. Могу вас заверить, что у меня не просто ментальное любопытство».

Ш.А.: «Я сказал: поиск, а не любопытство, — поправил Он, — и я упомянул только о теперешнем вашем состоянии. Я не имел в виду, что впоследствии это не может развиться в настоящую потребность вашего центрального существа».

Д.К.: «Позвольте мне изложить это менее двусмысленно», — настаивал я. Затем я долго рассказывал Ему о личных бедах и сомнениях, но закончил тем, что начал говорить о распространенных страданиях и страхах человечества.

Ш.А.: «Я вижу, в чем ваше затруднение, — тихо сказал Он. — Когда-то я тоже хотел преобразить лик этого мира своей йогой. Моя цель состояла в том, чтобы изменить фундаментальную природу и движения человечества, чтобы изгнать все зло, которое причиняет страдание беспомощным смертным».

Д.К.: Я почувствовал, как внутри меня начал подниматься прилив. Такой как Он говорит о таких сокровенных вещах незнакомцу! Во мне росла благодарность, я хватался за Его слова, пытаясь впитать сладостный ритм Его безмятежного голоса.

Ш.А.: «Именно с таким устремлением я обратился к йоге вначале, — добавил Он. — И я приехал в Пондичери потому, что меня направлял Голос, чтобы совершать здесь мою йогу».

Подробнее

Моя первая встреча со Шри Ауробиндо (Дилип Кумар Рой)

Моя первая встреча со Шри Ауробиндо

Дилип Кумар Рой

От команды переводчиков:

Дорогие друзья, мы хотели бы поделиться с вами еще одной историей из жизни Дилип Кумар Роя, его воспоминанием о первой встрече со Шри Ауробиндо.

На наш взгляд этот текст заслуживает внимания тем, что редко с кем в беседах Шри Ауробиндо так откровенно рассказывал о своей Йоге, трудностях и целях своей Тапасьи. Интересно заметить, что эта была их первая встреча, но Шри Ауробиндо уже тогда знал о Дилипе, позднее в переписке с ним Шри Ауробиндо писал:

 «… Я имел в виду, что еще до того, как встретился с вами в первый раз, я знал о вас и сразу почувствовал контакт с тем, с кем у меня была глубинная связь, которая постоянно дает знать о себе сквозь многие жизни, и я следил за вашей карьерой с симпатией и интересом. Это безошибочное чувство, оставляющее впечатление, что этот человек не только близок тебе, но и является частью твоего существования… Такая связь, всегда остается с теми, кто был с тобой в прошлом и такая встреча предопределена притяжением возникших ранее связей (хотя прошлые обстоятельства могут быть и неизвестны человеку). Это было таким узнаванием, — даже если отложить в сторону самую глубокую духовную связь — именно по этой причине вы приехали сюда. Если внешнее сознание не полностью осознает, это из-за препятствующего слоя корки, который всегда создается при новом физическом рождении, но душа знает».

Другое письмо Шри Ауробиндо:

«… При первой встрече я сразу увидел, что в вас есть этот внутренний Йогин, и ваши прежние переживания были достаточно убедительными для всех, кто хоть что-то знает об этих вещах. Когда внутри присутствует этот внутренний йогин, становление на путь Йоги несомненно, и даже самое внешнее поверхностное сознание не может помешать окончательному успеху в Йоге».

Выражаю огромную благодарность в помощи и редактировании — Маше Мошковой и Юле Мининой. И конечно же с благодарностью Шри Ауробиндо и Матери за Их поддержку, Свет и Любовь которые Они проливают на всех нас.

OM

Моя первая встреча со Шри Ауробиндо

… В январе 1924 года я впервые встретился со Шри Ауробиндо. 24-го января я удостоился редкой привилегии — долгого разговора с ним. На следующий день беседа не была столь продолжительной. Я тщательно сохранил запись обо всем, что происходило, а впоследствии отправил эти записи Ему для просмотра. В целом, Он одобрил их, сделав лишь несколько незначительных поправок. Ниже привожу эти записи:

Было около восьми утра. Шри Ауробиндо жил тогда в одном из зданий Ашрама, которое находилось напротив главного входа. В передней части веранды стояло кресло, в котором Он сидел. Я поклонился Ему и сел напротив него. Между нами стоял продолговатый стол.

«Сияющая индивидуальность!» словно сам воздух пел о Нем. Глубокая аура покоя окружала его, — невыразимый, но реальный покой, который почти моментально притягивал в его магическую орбиту. Но больше всего меня очаровали его глаза — сияющие, как путеводные звезды. Только переброшенный поперек шарф прикрывал Его обнаженный торс.

«Самый величайший из живущих йогинов Индии!» — мое сердце быстро билось. До этой встречи я видел лишь нескольких садху и саньясинов, но здесь был настоящий йогин, который годами жил в уединении, и он все же проявлял некоторый интерес к тому, чем я занимаюсь.

Он смотрел на меня своим успокаивающим, но все же пристально-проникновенным взглядом. Нет слов, чтобы описать то, что я чувствовал в тот момент. Через какое-то время с некоторым усилием я собрался.

Дилип Кумар: «Я пришел, — заикаясь сказал я, — чтобы узнать … скорее выяснить … если я мог бы пройти инициацию … я имею в виду, я хочу практиковать вашу йогу, если это возможно».

Он ответил просто: «Вы должны сначала сказать мне, что именно вы ищете, и почему вы хотите заниматься моей йогой».

Я растерялся! Зачем? Знал ли я себя? Как же все это выразить ясно и убедительно? Я изо всех сил старался найти какую-то ясность, чтобы выйти из замешательства.

Подробнее

Мать, 24 февраля 1960г.

Короткие Истории о Матери

Короткие Истории о Матери

Из книги Шиям Кумари «Короткие Истории о Шри Ауробиндо и Матери»

Струящийся Ручей

Однажды ученик спросил Мать: «Мать, когда кто-то пытается обмануть тебя, почему ты, которая знает всё, такое допускаешь?»

Мать ответила: «Я как струящийся ручей, из которого каждый, будь то хороший или плохой, может напиться. Ручей не решает, кому из него пить, а кому нет. Те же, кто пьют, видят, что ручей всегда остаётся чистым».

Я не Думаю…

Ю. то и дело спрашивал Мать: «А что ты думаешь об этом… или об этом?» И в конце концов она, ласково потрепав его рукой по волосам, сказала: «Сколько раз я тебе говорила, что уже более сорока лет я не думаю вовсе! Я не думаю, я вижу и действую, исходя из этого видения. Поэтому больше не спрашивай меня, что я думаю!»

Отдых Матери

Мать не спала в обычном понимании этого слова. Она ложилась передохнуть и в это время отправлялась в разные миры по своим оккультным делам. Там она встречалась с массой людей и оказывала всяческую помощь везде, где требовалось.

Её день начинался обычно в 4-ре утра, но иногда так случалось, что её работа продолжалась до 3-х утра. Когда вся работа была закончена, и Дьюман начинал разбирать ей постель, она говорила: «А нужно ли это делать? Давай снова приступим к работе». И начинался её новый день.

Подробнее

Супраментальный Рассвет

Супраментальная Эволюция

Изображение: Супраментальный Рассвет

Супраментальная Эволюция

(Глава из книги М. Говиндана «Бабаджи и традиция крийя йоги 18-ти сиддхов» Глава X)

 

Шри Ауробиндо и 18 сиддхов

Одним из немногих людей нашего времени, в полной мере оценивших великое значение божественной трансформации человеческой природы, был Шри Ауробиндо. В то время как пандиты и ортодоксальные религиозные лидеры Индии рассматривали утверждения сиддхов о возможности физического бессмертия как плод воображения, Шри Ауробиндо в течение сорока лет стремился достичь этого состояния. Он никогда не претендовал на принадлежность к традиции 18 сиддхов, но, как будет видно ниже, опыт трансформации Шри Ауробиндо и Матери (ближайшей его соратницы) имеет общую природу с опытом Тирумулара и РамалингиПоэтому его работы могут помочь оценить учение сиддхов. При этом немаловажно, что они были созданы уже в нашем веке.

Шри Ауробиндо выразил своё исполненное вдохновения миросозерцание в книгах «Жизнь Божественная» и «Синтез йоги», а свой опыт самотрансформации – в «Письмах о йоге» и эпической поэме «Савитри».215 В последних двух книгах дано, в частности, подробное описание этапов трансформации и связанных с этим трудностей. Физическое бессмертие не являлось для Шри Ауробиндо конечной целью. Он считал его лишь следующей ступенью эволюции человека. Бессмертие должно было стать результатом духовной трансформации – кульминацией процесса нисхождения божественного супраменталъного сознания на более низкие планы сознания, включая даже бессознательные уровни материи.

Описания этой трансформации у Шри Ауробиндо поразительно схожи с описаниями, сделанными 18 сиддхами и Рамалингой, которые были изложены в предыдущих главах. Особенно ясно это прослеживается в тех местах, где речь идёт о «золотой пыли» и «золотом теле». Своей глубокой любовью к человечеству, деятельным вниманием к физическому миру Шри Ауробиндо также напоминает сиддхов. Родство их духовного опыта может послужить путеводной нитью в нашей собственной духовной практике.

Ауробиндо Гхош родился 15 августа 1872 года в Калькутте. С пяти до двадцати лет он обучался в Англии. Вернувшись в Индию в 1892 году, Ауробиндо работал учителем французского и английского языков, а затем – личным секретарем принца Бароды. В 1901 году он женился. Однако большую часть сил и энергии в эти годы он отдавал зарождавшемуся в Индии движению за независимость. Он стал одним из лидеров этого движения. За эту деятельность он был посажен британскими властями в тюрьму, но суд оправдал его за недостаточностью улик.216

Подробнее

Изображение: Портрет Шри Ауробиндо в облаках

Короткие Истории о Шри Ауробиндо и Матери (Шиям Кумари)

Изображение: Портрет Шри Ауробиндо в облаках

«Тебе, кто был материальной оболочкой нашего Господа,
Тебе наша бесконечная благодарность. Перед Тобой, кто столько
сделал для нас, кто работал, боролся, страдал, надеялся, вынес
так много, перед Тобой, кто повелел быть всему, прошёл через
всё, подготовил и достиг всего для нас, перед Тобой мы
преклоняемся и молим об одном, чтобы мы никогда не забыли,
даже на мгновение, всё, чем мы обязаны Тебе».   Мать

Короткие Истории о Шри Ауробиндо и Матери

Из книги Шиям Кумари

h3

Уход Шри Ауробиндо: два опыта

1

Б. никогда не имел даршана Шри Ауробиндо. В течение многих лет он стремился приехать в Пондичерри, но как-то  всё не удавалось.

В ночь на 5-е декабря 1950г. у него было странное видение. Он увидел обширный океан – Несознание, и из этой необъятности, в форме света, появился Шри Ауробиндо.  Б. был потрясен этим Божественным Даршаном.

А в утренних газетах он прочитал о кончине Шри Ауробиндо.

2

С. проходила обучение в колледже на степень бакалавра, но 6-ого декабря 1950г. вдруг были отменены все занятия; вместо этого был проведен  траурный митинг, где выступающие отдали дань уважения  Шри Ауробиндо, который  накануне, рано утром оставил свое тело.

Выйдя из зала после окончания этого митинга, С. заметила цветущую изгородь, над которой мелькало множество крошечных белых бабочек, светящихся  ярким неземным светом. Она почувствовала, что в это утро в солнечном свете проявилось какое-то новое свечение.

Она не могла объяснить и понять это странное явление, но даже по прошествии многих лет та сцена оставалась в ее памяти живой и яркой. Намного позже она поняла значение увиденного ею, поскольку, когда она приехала в Ашрам, она узнала о том, что Мать сделала следующее заявление: “В момент, когда Шри Ауробиндо оставил свое тело, во мне был реализован Разум Света”.

Под  Разумом Света  Мать подразумевала физический разум, обретший Супраментальный Свет.

Подробнее

Воспоминания о Шри Ауробиндо и Матери

Генерал Кришна Тевари

Генерал Кришна Тевари

Генерал Кришна Тевари

Кришна Тевари

(Дважды орденоносный генерал-майор индийской армии, выйдя в отставку, заведовал Архивом Ауровиля)

Из книги Ани Нуннали “Золотой Путь”

Впервые я встретила Камлу и Кришну Тевари в Санта Круз, Калифорния, в 1990 г., на собрании, посвящённом Ауровилю. Они были гостями из Ауровиля, и я подумала, что это, наверное, два самых очаровательных человека, которых я когда-либо встречала. Они были тёплыми, открытыми и очень активными людьми, невероятно остроумными, полными идей и молодой искрящейся энергии. Они сразу же заставили меня почувствовать, что мы с ними давние друзья, и так это и остаётся по сей день. Вид генерала Тевари навеял мне воспоминания о песенке из популярной комической оперы Гилберта и Салливана «Пензанские Пираты». В песенке поётся:

«Я – генерал-майорское сплошное воплощение,
Я всем своей ученостью внушаю восхищение…
…Хотя пока не выиграл я ни одной баталии,
Я знаю все сражения от Цезаря и далее,
Я знаю всех воителей от Канн до Севастополя –
Кто вышел победителем и где кого ухлопали». (пер. Георгия Бена)

Военная выправка Кришны, исполненная достоинства и дисциплины, а также его похожие на велосипедный руль усы наводили меня на мысли об этой песенке, и во время всего этого визита в Санта Круз я ничего не могла с собой поделать, чтобы ни пропевать её в уме всякий раз, когда видела его!

Кришна вступил в индийскую армию сразу же после окончания учёбы в 1941 г. Он получил две армейские награды: Парам Вишишт Сева Медал и Ати Вишишт Сева Медал. Во время Второй Мировой Войны был дважды отмечен британским командованием за заслуги в Бирме и Малайе.

После того как в 1962 г. его взяли в плен китайцы, его жена, д-р Камла Тевари, тоже поступила на службу в армию, чтобы обеспечить образование их троим детям. К тому времени индийское правительство ещё не доработало схему платежей жёнам военнопленных и вдов военнослужащих, убитых на полях военных действий. Отец Камлы, генерал-майор А.Н. Шарма, до ухода в отставку был директором Медицинской службы индийской армии. Её старший брат, майор Сом Натх Шарма, был посмертно награждён медалью за отвагу, проявленную при освобождении Индии в 1947 г., во время нападения Пакистана на Кашмир. Другой брат, генерал-лейтенант С. Н. Шарма, ушёл в отставку в должности главного инженера индийской армии, а младший брат – в звании начальника штаба армии. Это была поистине выдающаяся военная семья! Обе их семьи были давно знакомы друг с другом, а Кришна познакомился с Камлой, когда она обучалась медицине в Нью Дели, в медицинском колледже, основанном леди Хардиндж. Они поженились вскоре после того, как она окончила колледж, и вместе ушли из армии в отставку в 1976 г., после чего всей семьёй переехали в Пондичерри.

Далее следуют несколько вопросов, которые я задала Кришне, и его ответы:

Где вы родились?

Я родился в городе Джаландар, штат Панджаб 2-го октября 1922 г.

Расскажите о жизни в вашей семье? Были ли ваши родители духовными или религиозными людьми?

У нас была сплочённая семья с семью детьми. Мой отец был врачом в городе. Он был крайне дисциплинированным человеком и подавал прекрасный личный пример нам, детям. Он был предан долгу и обладал высоким чувством ответственности. Моя мать была глухой от рождения, но научилась читать по губам. Она была очень жизнерадостной, в то время как отец имел более серьёзную натуру. Она была знатоком индуизма, и у неё никогда не было недостатка в историях из наших древних писаний и других источников, чтобы рассказать нам. Можно сказать, что мы были религиозны. Богобоязненная семья. И в каждом доме, в котором мы жили, отводилась специальная комната для молитв. С нами вместе жили наш дедушка и вдовствующая сестра моего отца, и её дети также воспитывались с нами. Мы регулярно проводили киртаны и бхаджаны (индуистские религиозные песнопения). Мой старший брат, наша самая старшая сестра и я учились на дому с частными преподавателями, пока я в возрасте пятнадцати лет не пошёл в общественную школу.

Подробнее

Джотиприя (Часть 3)

Джотиприя

Перевод с английского Н. Потёмкиной 

Джотиприя – в библиотеке Культурного Центра «Восток-Запад», Лос-Анджелес, США.

Джотиприя – в библиотеке Культурного Центра «Восток-Запад», Лос-Анджелес, США.

(Окончание)

III

“Для тебя, осознавшей свою душу и обратившейся к интегральной йоге, оказание помощи другим – наилучший способ помочь самой себе. Если ты будешь по-настоящему искренней, то вскоре обнаружишь, что каждая из их неудач является верным признаком соответствующего дефекта в тебе, доказательством того, что что-то в тебе недостаточно совершенно, чтобы быть всемогущей”.

Мать, декабрь 1955 г.

Культурный Центр «Восток-Запад» был расположен в той части Лос-Анджелеса, где бетонные улицы полнились рёвом транслируемой по радио рок-музыки и запахом поджаривающегося на барбекю мяса. Но когда вы входили в Центр, основанный Джотиприей, вы будто попадали в совершенно иной мир. C порога вас встречали радостные цветы и фотография улыбающейся Матери, увенчанная Её высказыванием: “Служите Истине”. Вверх по лестнице, в библиотеке, было ещё больше цветов, лёгкий аромат благовоний и огромный, будто излучающий свет портрет Шри Ауробиндо. Комнаты наполняли звуки санскритских мантр, стеллажи духовной литературы, фотографии Тагора и великих святых Индии. А кроме всего прочего, там всегда присутствовала Джотиприя со своей очаровательной улыбкой и простёртыми вам навстречу руками, приглашая вас войти. Тридцать лет, отданных духовным искателям, каждый из которых хранит этот образ Джотиприи, неизгладимо запечатлённым в своей душе.

Верная своей скромной натуре, Джотиприя хранила это драгоценное послание Матери от 1955 г. в рамке в тихом углу своего кабинета. Никогда ими не хвастаясь и не требуя от других заранее в них поверить, она расценивала эти слова Матери не как похвалу, а как призыв. На её взгляд, того, что она делала, всегда было недостаточно, чтобы проявить Час Бога и великое видение Шри Ауробиндо Божественной Супраментальной Жизни на Земле. Она слишком принижала свои достоинства, чтобы признавать, как много людей на Западе благодаря её работе любви узнали и оценили духовный свет Индии. Она также не упоминала о трудностях этой работы на каждом этапе пути. Если бы вы спросили её о последующих после возвращения из Индии годах её жизни, она бы перевела разговор на плод своей преданности – Культурный Центр «Восток-Запад» – и на множество озарённых душ, которые помогали ему расти и процветать. В истории Культурного Центра Восток-Запад присутствуют как семена современного духовного расцвета Америки, так и летопись последних тридцати лет жизни Джотиприи.

Подробнее

Джотиприя (Часть 2)

Джотиприя

Джотиприя в Индии – приблизительно конец 1940-х.

Джотиприя в Индии – приблизительно конец 1940-х.

(Продолжение)

II

Наша жизнь – лошадь, что скачет и ржёт, неся нас вперёд и ввысь…
мы ищем сияющее злато Истины; мы страстно жаждем небесного сокровища».

Шри Ауробиндо

ОДНА из любимых историй Джотиприи о том, как она встретила йога в доме друга американского консула вскоре после своего прибытия в Индию в июле 1947 года. Когда все на минутку вышли из комнаты, йог попросил Джотиприю дать ему посмотреть её ладонь и удивил ее, сказав: “Я вижу, что вы родились 16 мая 1902 года». Затем, заметив вслух насколько редко встречается человек с такой аурой, на которой написано так много как у Джотиприи, он продолжил и сделал ряд предсказаний о ее жизни. Во-первых, он сказал, что всё её обучение было подготовкой к будущей огромной работе, и что она будет «учить, учить и учить». Ещё он сказал ей, что смог увидеть поток людей, входящих и выходящих из большого здания, принадлежащего ей – здания, окруженного семью деревьями. “Но как это возможно? – спросила она в удивлении, – У меня нет ни пенса за душой!” В этот момент консул и его жена, которые вернулись в комнату, присоединились к беседе, спросив: “А у нее когда-нибудь появятся собственные деньги?” – поскольку они были очень впечатлены тем, как много Джоти смогла сделать с тем малым, что она имела. Йог сконцентрировался, прежде чем дать ответ: “У неё всегда будут деньги для её духовной работы, но не для каких-либо других потребностей”. Потом он продолжил, предсказав некоторые проблемы, которые у неё возникнут со здоровьем, но заключил, что они никогда не остановят её, и что жизнь Джотиприи будет становиться лишь ярче и полнее вплоть до самого конца.

Подробнее

Джотиприя (Часть 1)

Памяти Джотиприи Посвящается

1

Джотиприя (Джудит М. Тайберг)

16 мая 1902 г. – 3 октября 1980 г.

“Из-за небесных озарений
её считают носительницей Истины”.

Риг Веда, 111.61.6 гимн Богине Зари Ушас.

I

Однажды Джотиприя спросила пандита Капали Шастри, великого учёного-санскритолога, не могла бы она изучать под его руководством пение мантр в течение тех нескольких месяцев в 1949 году, которые она собиралась провести в Ашраме Шри Ауробиндо. Шастри ответил, что обычно у него сначала проходят обучение в течение пятнадцати лет, прежде чем начинают учиться петь. “Да, но я уже обучена музыке и неплохо владею санскритом”, – сказала она. Тогда пандит обратился с этим вопросом к Шри Ауробиндо. И Шри Ауробиндо ответил: “Учите её всему, чему не попросит, ей предстоит проделать огромную работу в Америке”. И последующие тридцать лет Джотиприя – в качестве основателя и духовного лидера Культурного Центра Восток-Запад, вдохновенного и преданного своему делу преподавателя индийских языков и философии, известного учёного-санскритолога и автора книг, а также пламенного проводника на пути Интегральной Йоги – подтверждала истину этих слов Шри Ауробиндо. Джотиприя была маяком для всех, кого она встречала на своём жизненном пути, её жизнь – пример самоотверженного служения Божественному. Она оставила свое тело 3 октября 1980 г. в возрасте 78 лет. Эта статья является выражением благодарности ей – «Возлюбленной Света», как назвал ее Шри Ауробиндо.

…Джотиприя любила рассказывать о своей жизни, не из эгоистических соображений, поскольку была чрезвычайно скромным человеком, но потому, что это было способом проиллюстрировать работу Милости и присутствия руководства, сопровождавшего её с самого момента рождения. Рождённая в Калифорнии в 1902 г. родителями-датчанами, которые были членами Теософского Общества, она росла в духовной атмосфере, что и так было для Запада довольно редким явлением, а уж тем более – в те годы. Она родилась на полуострове Поинт Лома, в местечке, названном «Калифорнийской Утопией», поскольку там разместилась только что созданная Всемирная штаб-квартира Теософского Общества, основанная Кэтрин Тингли, тогдашним лидером общества.

Подробнее