Слова М.П. Пандита на Портале Интегрального Самопознания “Утренняя Роса”

Записи

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Радость Единения; Бремя Предвидения Смерти, Горе и Боль Сердца

Краткое содержание Савитри

Радость Единения;
Бремя Предвидения Смерти,
Горе и Боль Сердца

Краткое Содержание “Савитри”

Книга VII. Песнь 1

Савитри настаивает на своём выборе, и её судьба следует своим чередом. В конечном итоге, судьба – это выбор души.

И вновь Савитри отправляется в путь на своей колеснице. Сопровождаемая вооружённым эскортом, она спешит под летним небом через поля, города и реки, пока они не достигают лесной границы, где она впервые повстречалась с Сатьяваном. Оттуда они сворачивают на узкую тропу, ведущую к приюту отшельников – слепого короля и королевы, ныне находящихся в изгнании. Достигнув своего места назначения свита оставляет Савитри, и неохотно возвращается назад.

Савитри переполнена счастьем рядом со своим возлюбленным Сатьяваном. Их пламенная любовь не угасает ни днем, ни ночью. Но вскоре заканчивается лето, и начинается сезон дождей. Под черными грозовыми небесами, под раскаты грома и молний, Савитри чувствует, как горе всего мира заполоняет её, и её человеческое сердце сжимается от страха. Всё напоминает ей о роковой дате, предсказанной Нарадом как день смерти Сатьявана.

Савитри безуспешно пытается забыть свою печаль бегством в блаженство любви, но каждый проходящий день только приближает несчастье и увеличивает ее горе. Она скрывает свою боль и наблюдает за беззаботным миром, несознающим своего неведомого рока. Она выполняет домашние обязанности спокойно и размеренно, подавляя свое горе, когда оно огромыми волнами поднимается в ее груди.

Так, она живет двойной жизнью. Она старается жить своей любвью во всей полноте, соединяя душу и тело в иступленном экстазе. И хотя она ничем не выказывает своего горя, Сатьяван чувствует это, и безраздельно отдает себя ей. Но ее жажда неутолима. Ее тайное страдание набирает силу, возрастая с каждым уходящим днем; ее внутренняя сила пока еще не проявила себя. Чувство горя и обреченности заполоняет ее.

Отведённый им год близится к концу. Дождевые тучи покрывают всю землю погребальным саваном, а мрачные облака горя обволакивают её сердце.

Она здесь, чтобы унести меня к себе (Богиня Мантры)

Несколько лет назад, просматривая старые книги, которые удалось приобрести на пыльных полках одного из книжных магазинов Ашрама Шри Ауробиндо, я наткнулся на одну цитату, которая удивительным образом открыла новую перспективу на присутствие Богини-Шакти в сознании Шакты, того, кто посредством тантрических практик служит и поклоняется ей, и сегодня я хочу поделиться этой цитатой и с читателями нашего портала. Быть может, она покажется близкой и вам:

“Однажды, когда я был совсем маленьким, жизнь моей сестры или какого-то близкого родственника оказалась под угрозой. Я попросил своего отца, чтобы он воспользовался своей мантрой с целью оградить этого человека от опасности.

Он только покачал головой.

“Почему ты не сделаешь этого?” – спросил я.

“Я не могу”.

“Тогда попроси Мантра Девата (Богиню Мантры) сделать это, она ведь с тобой, разве не так?”

“Да, она со мной; но она не станет этого делать. Она здесь не для того, чтобы уберегать от опасностей, но чтобы смеяться, есть и жить вместе со мной”.

“Тогда почему она вообще с тобой?” –  спросил я с мальчишеским нетерпением.

“Чтобы забрать меня с собой и перенести в свою обитель, кода мое тело умрет”.

Мысли Шакты (Шри Нилаканта Махадева Джоши),
М.П.Пандит

В этих словах кроются простой и непосредственный опыт и мировосприятие, которые наша культура и цивилизация практически отрицают, и тем самым, возможно, теряют глубину и богатство внутренней жизни.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Природа Судьбы и Необходимость Боли (Краткое содержание «Савитри»: Книга VI. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Природа Судьбы и необходимость Боли

Краткое Содержание “Савитри”

Книга VI. Песнь 2

Прервав мёртвую тишину, наступившую после ужасного вердикта Судьбы, провозглашённого Нарадом, царица с болью в сердце вопрошает: «O провидец, в чём смысл этой тайны горя и боли? Зачем это необходимо? Для чего Бог создал сей жестокий закон? Или же в его работу вмешалась некая губительная Сила, пред которой он беспомощен? Сама наша жизнь зарождается в стенаниях и муках. Смерть гнездится внутри нас. Мы подобны осаждённой крепости. На человека словно наложено проклятие. С самого начала ему противостоит двойственность этого мира. На каждом шагу его подстерегают ловушки, а ошибки и беды постоянно множатся.

Человек оказывается худшим врагом самому себе. Его наука уготавливает его же погибель. Он ничему не учится у истории и у Времени. Какова цель его существования здесь? Что заставило бессмертный дух, его душу, низойти на эту сцену боли и страдания из своей обители блаженства? Разве нет никакого высшего Существа, наблюдающего за этой жизнью на земле и помогающего ей? Или же здесь всем правит только суровая Неизбежность? А быть может, все это – огромная иллюзия?»

Подробнее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Слово Судьбы (Краткое содержание «Савитри»: Книга VI. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Слово Судьбы

Краткое Содержание “Савитри”

Книга VI. Песнь 1

Нарад из высших бессмертных сфер, напевая, направляется вниз, к земле.  По мере приближения к земной сцене неведения и борьбы происходит изменение в его настроении и меняется тема его песни. Он нисходит во дворец Царя Ашвапати в Мадре, где его тепло встречают при царском дворе.

Он поёт о тяготах людей, о тайной радости позади боли и о лотосе-сердце любви. Во время его пения лучезарной и стремительной поступью входит Савитри. Ореол восхитительной радости окружает её. Нарад смотрит на неё внутренним взором и узнаёт о ней всё, но не показывает своего знания, а вопрошает её, откуда она принесла то величие, что её озаряет. Без сомнения, она побывала в каких-то более великолепных краях, нежели земля, и впитала в себя радость тех небесных прибежищ богов! Он говорит о её красоте и её лучезарном счастье, но сомневается, позволит ли земной рок сохранить всё это.

Подробнее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Сатьяван и Савитри (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Сатьяван и Савитри

Краткое Содержание “Савитри”

Книга V. Песнь 3

Оба, и Савитри, и Сатьяван узнают друг друга в глубинах своего существа.

Сатьяван молвит: «Ты, что превосходишь смертных, как твое имя? Я знаю, что могущественные Боги являются друзьями земли; я долго странствовал душой и видел за формами много удивительного, я наблюдал за нимфами и узрел Божество. Боюсь, что ты тоже явилась из страны бессмертных, хотя я охотнее предпочел бы, чтобы ты оказалась человеком и была бы доступной для нас. Если ты способна обитать на земной тверди, то спустись с колесницы и пойдём к нам. Здесь неподалёку находится уединённое жилище моего отца”.

Она ответствует: “Я – Савитри, принцесса Maдры. Но кто ты? Почему ты здесь, когда твоя великолепная юность требует свершения героических деяний где угодно, но только не здесь, в лесной глуши?”

Сатьяван: “Прежде Дьюматсена был королём всех земель, что простираются за этими вершинами, пока злой Рок не сделал его слепым и он ни прибыл сюда в изгнание. Я – его сын, Сатьяван; я был доволен жизнью здесь, поскольку я ещё не знал тебя.

Я жил в лесной чаще, на лоне Природы. До меня долетало эхо гласа Божьего, я чувствовал его скрытое прикосновение, но не мог крепко охватить его тело. Я видел людей, частиц единого Божественного Бытия, живущих, как Его осколки, отдельно друг от друга, каждый замкнут внутри самого себя. Я сидел в медитации с лесными мудрецами и узрел Единого во всём. Но при всём при этом Материя продолжает пребывать без своего Бога. Смерть и Неведение продолжают существовать. Однако теперь, когда явилась Ты, всё изменится. Мое тело будет свободным, как и мой дух”.

Савитри: “Расскажи побольше о себе, Сатьяван, рассказывай, пока мой ум не постигнет истину наших отношений, которую чувствует моё существо”.

Сатьяван: “Савитри, слова не могут выразить того, что ты для меня значишь. Вся моя жизнь шла к этому грандиозному моменту, я вижу, что я – душа, подготовленная на земле для тебя.

Раньше я был таким же, как и любой другой человек, живущий обычной повседневной жизнью. Но вот во мне забрезжили проблески более глубокого Я, и меня поманила Тайна, сокрытая позади жизни. Я искал смысл жизни с помощью Мысли, но, как оказалось, она – неподходящий проводник. Я стремился раскрыть эту тайну посредством Красоты и Искусства, но Форма не могла показать Силу, обитающую внутри. Когда я смотрел на мир, я терял своё истинное Я, когда я находил своё истинное Я, я терял мир.

Я не мог найти связующего звена; но ныне золотое звено пришло твоими ногами; я чувствую божественное дыхание. Всё вокруг в предвкушении и ждёт тебя. Сойди, войди в мою жизнь, ставшую твоим храмом”.

Савитри: “Я услышала тебя, и я знаю, что ты – это он”.

Она спускается с колесницы, срывает цветы, быстро сплетает гирлянду и возлагает её на грудь Сатьявану, как цветочный символ своей жизни, которую она предлагает ему. Она наклоняется и благоговейно касается руками его стоп.

Сатьяван заключает её в свои обьятья, и Савитри чувствует, как её существо потоком вливается в него, как река в величественный океан.

Оба растворяются друг в друге и становятся единым целым. Извечный Бог и его Супруга обвенчались еще раз, уже на земле, и теперь эти Двое начинают новую, более великую Эпоху.

Затем он ведёт её по узкой тропинке и показывает хижину отшельника через просвет в лесной чаще. Савитри растрогана до глубины души и молвит: “Теперь я должна вернуться в дом моего отца, но моё сердце останется здесь. Я скоро возвращусь к тебе, чтобы никогда не разлучаться вновь”.

Она поднимается в свою колесницу и мчится назад, не спуская глаз с удаляющейся фигуры Сатьявана.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Сатьяван (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Сатьяван

Краткое Содержание “Савитри”

Книга V. Песнь 2

В этот день дорога сворачивает к нескольким людским жилищам.

Одинокая тропинка устремляется в обширный зелёный лес. Здесь Савитри впервые встречает того, ради кого она приехала в такую даль. Он появляется на самом краю леса, высокий и стройный, как копьё Бога. В его облике присутствует благородство, покой, красота и жизнерадостность.

Мудрость неблагоприятной Судьбы привела его сюда, в самое лоно Матери-Природы, где он стал мудрее, непосредственно участвуя в деятельности Природы.

Этим утром, побуждаемый внутренним голосом, он свернул со своих привычных троп к этому месту.

Вначале его фигура предстаёт перед взором Савитри как часть лесной сцены. Затем внезапно что-то переполняет её изнутри, и её видение изменяется. Её сердце глядит на него и знает его лучше, чем свои собственные струны. Она удивлена и захвачена. Всё в её существе устремляется к нему навстречу. Она подпадает под чары лика, который она видит. Она вскрикивает. Колесница останавливается.

Подробнее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Предначертанное Место Встречи (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Предначертанное Место Встречи

Краткое Содержание “Савитри”

Книга V. Песнь 1

Приблизился час встречи, а также предначертанное для этого место. Сама не ведая того, Савитри почти достигла своей цели.

Ничего на самом деле не происходит случайно. Это лишь видимость. Всё движимо Всеведением, и всё происходит в должное время и в предначертанном месте.

Савитри, наконец, достигает места новой жизни и счастья. Предвкушение чего-то значительного витает в воздухе. Горы, леса, воды, птицы – всё погрузилось в грёзы счастья. Словно начался роман между Землёй и её возлюбленным, Небом.

За всем за этим присутствует величественный покой Природы. Ибо человек ещё не потревожил первозданного мира этого края. Вдали простираются грандиозные горы, вздымающиеся к небу подобно погружённым в медитацию аскетам.

Это – сцена, выбранная неописуемой Матерью всего, воплотившейся в форме Савитри, для её краткого счастья. Здесь, в уединении, начинается её роль в борьбе и радости мира. Здесь Любовь встречает Савитри.

Учение Шри Ауробиндо

Психическое Существо (Йога Шри Ауробиндо – I)

Учение Шри Ауробиндо

Психическое Существо

Йога Шри Ауробиндо – I

Обычно человек сознает только небольшую часть самого себя. Ему известны только ум, которым он мыслит и действует, жизненная энергия, движущая и поддерживающая его, и физическое тело, в котором заключены жизнь и разум. Но это только его малая часть, внешнее существо. Он обладает более обширным, внутренним существом, чьей проекцией в действительности и является внешнее.

За обычным умом, ограниченным в средствах  познания и формах активности, находится внутренний разум с более могущественными способностями и обширным полем действия. За жизненной сущностью, сдерживаемой рамками её воплощения здесь, находится внутренняя эссенция жизни, обладающая более обширным и свободным динамизмом. А в противовес физической структуре, настолько очевидно ограниченной, существует тонкое физическое тело с более обширными возможностями. Эти три, внутреннее ментальное, внутренняя жизнь или витальное и внутреннее физическое – маномая пурушапранамая пуруша и аннамая пуруша, о которых говорится в Упанишадах – составляют вместе внутреннее существо человека.

Подробнее

Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Совершенный Человек в совершенном Обществе был мечтой многочисленных пророков и святых, философов и мистиков с незапамятных времен. Каким бы несовершенным не являлся человек в настоящее время, он может достигнуть всевозрастающего совершенства в себе и своих соплеменниках. И он может сделать это путем развития своего собственного сознания за пределы узких границ своего ума и органов чувств. Потому что именно состояние сознания человека предопределяет степень его совершенства или несовершенства.

Ведические провидцы говорили о Ритам Джйоти, Свете-Истине, обретя который человек достигает Бессмертия, верховного Знания, Силы и Блаженства. Точно так же Риши Упанишад ссылаются на Махас или Виджняну, смутно вырисовывающуюся над Планами Манаса (санскр. чувственный ум в противоположность интеллекту – пер.), посредством которой человек достигает великолепий Знания и Свободы. В наши дни эту древнюю веру в Судьбу Человека во всей её полноте возродили Шри Ауробиндо и Мать. Они предрекли расцвет возрастающего совершенства в человечестве, как неизбежный результат развития высшего Сознания, духовной Силы-Истины, находящейся превыше сферы Разума – сознания, которое они назвали Сверхразумом, и посвятили свою жизнь приближению часа воцарения и проявления этого Сознания-Истины на земле.

Целью данной книги является рассмотрение принципов этого Высокого Учения и раскрытие значения Человека, Природы и Бога в свете истин этого Знания.

М.П. Пандит

Подробнее